ЭКОЛОГИЯ
Решение проблемы раздельного сбора мусора и его дальнейшей переработки — важное направление деятельности правительства Московской области. С начала 2019 года регион перешёл на новый стандарт сбора и переработки отходов.
Город Реутов в числе первых начал реализацию программы «Чистый город». С 2017 года велась работа по оснащению мусорных площадок контейнерами для раздельного сбора отходов. В настоящее время мусор накапливается в серых баках для смешанных отходов и в синих баках, куда попадает предварительно разделенный жителями «сухой» мусор (бумага, металл, картон, пластик). Такими контейнерами город Реутов оснащён на 100%.
ПРОГРАММА «МЕГАБАК» НАПРАВЛЕНА НА МАССОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА МУСОРА И СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПОЛИГОНОВ, КОТОРЫЕ НЕГАТИВНО ВЛИЯЮТ НА ЭКОЛОГИЮ.
Продолжением большой программы в 2020 году стал постояннодействующий пункт сбора крупногабаритных отходов «МегаБак». Площадка размещена в Реутове на улице Новой, дом 1.

Бесплатно сдать мусор, в том числе крупногабаритный, может любой житель региона. ­Также установлены дополнительные контейнеры по сбору и дальнейшей утилизации резиновых изделий, в том числе старых автомобильных шин. Когда контейнеры заполняются, их содержимое забирают перерабатывающие компании.
Благодаря раздельному сбору ­мусора в 2020 году под захоронение не должно попасть более 2,3 млн тонн отходов, ровно столько мусора будет направлено на вторичную переработку, в том числе в создаваемой новой системе переработки отходов.
Евгений Хромушин
заместитель председателя
правительства Московской области
ЭКОЛОГИЯ
ПРОГРАММА ЧИПИРОВАНИЯ МУСОРА
Экологический проект TrashBack направлен на системное решение проблемы переработки твёрдых бытовых отходов и представляет собой систему бонусного поощрения жителей за раздельный сбор мусора. В 2020 году на сортировочном комплексе установлено спецоборудование для автоматической идентификации мусорных пакетов по радиометке со штрихкодом.

Антенна автоматически распознает пакет на конвейерной ленте, после этого пользователь получает уведомление о том, что его вторсырье отправлено на пере­работку, а также 5 бонусных баллов, которые может потратить в торгово-сервисных предприятиях городского округа.

Кроме того, жителям, разделяющим отходы регулярно (более 5 пакетов в месяц), проект предоставляет скидку в размере 25% на тариф по вывозу твёрдых коммунальных отходов.
ПРОЕКТ TRASHBACK РАБОТАЕТ В ГОРОДЕ С ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА. СИСТЕМА НЕ ТРЕБУЕТ ИНВЕСТИЦИЙ В ИЗМЕНЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ СОРТИРОВКА И ИДЕНТИФИКАЦИЯ МУСОРА ОСУЩЕСТВЛЯЛИСЬ В КВАРТИРЕ И В ЦЕНТРЕ СОРТИРОВКИ МУСОРА.
Одних будет стимулировать скидка на жилищно-коммунальные платежи, других — бонусы, которые можно потратить в кафе и ресторанах Реутова, для третьих важна социальная значимость — разделять мусор сейчас модно.
Алексей Маслов, основатель экологического проекта TrashBack
Получить стикер со штрихкодом и радиометкой можно при покупке продуктов в магазинах сети «ВкусВилл» или заказать через мобильное приложение. Житель наклеивает его на пакет с сухими отходами, которые подлежат последующей переработке. После наполнения пакета пластиком, стеклом, металлом или бумагой пользователь сканирует штрихкод на наклейке с чипом и относит пакет в контейнерный бак для вторсырья.

Загруженные в приложение TrashBack данные также используются для обучения нейронной сети автоматической идентификации типов упаковки.
ЭКОЛОГИЯ
ИНТЕРВЬЮ С ОЛЕСЕЙ И ЕВГЕНИЕМ ЕРМОЛИНЫМИ
Про первый и единственный в России магазин органических продуктов и товаров «Рожь да лён», прошедший сертификацию по европейскому стандарту RU-BIO-141

Проект реутовских предпринимателей Олеси и Евгения Ермолиных — магазин органических продуктов и товаров «Рожь да лён» — стал первым и единственным в России, прошедшим сертификацию по европейскому стандарту RU-BIO-141. ­Евролист гарантирует отсутствие в продуктах ГМО, ядохимикатов и минеральных удобрений, стимуляторов роста и антибиотиков, а также официально позволяет продавать только органические продукты. При этом 90% продуктового ассортимента составляют товары отечественных и подмосковных производителей.


— Как Вы пришли к созданию магазина органических продуктов?
— Все началось со здоровья. Когда младшему ребенку поставили диагноз «аллергия», один из специалистов нам рассказал, что как таковой непереносимости на определённые продукты может и не быть. Но может быть аллергия на способы обработки или химические удобрения, которые используют, например, при выращивании злаковых сельхозкультур. Их остаточные количества переходят в продукты питания и могут оказывать влияние на организм человека. В случае с детьми, из-за того что масса тела ребёнка меньше, дозировка этих остаточных количеств химических веществ в несколько раз больше, чем у взрослого человека. ­Отсюда мы имеем такое огромное количество проявлений аллергии.

Тогда мы и узнали про органический способ выращивания сельхозкультур, про органическую муку. Это был тот самый поворотный момент для нас. Вся семья перешла на натуральные продукты.
— Сразу решили делать розничный магазин?
— Изначально мы задумывали только интернет-магазин. ­Когда смотрели варианты розничных экомагазинов в Москве, понимали, что это сложная тема. Не было уверенности, что это пойдёт, тем более у нас в Мос­ков­ской области. Но неожиданно нашлось очень хорошее помещение в жилом районе ­недалеко от городского парка. Всё сложилось так, что сейчас, помимо складского помещения под онлайн-магазин, у нас есть ещё довольно большое помещение розничного магазина.
— Вы первые в России получили международный сертификат как магазин органических продуктов. Расскажите, как проходил процесс сертификации и насколько сложно было соответствовать требованиям?
— На самом деле всё ­оказалось не так страшно, как нам казалось. В реальности основные требования касаются процессов администрирования. В российской системе сертификации пока нет возможности проходить сертификацию магазинам органической продукции, поэтому мы прошли сертификацию у одной из самых авторитетных европейских компаний — ​KIWA BCS. Главное — ​не вводить потребителя в заблу­ждение. Покупатели должны чётко знать и видеть на этикетках, ценниках, в информационной системе магазина, где сертифицированные органические продукты, а где нет. В этом основной смысл сертификации органик-магазинов. Для этого созданы определённые требования к проверкам документов поставщиков, актуальности их сертификатов.
СРЕДНИЙ ЧЕК
1 500–2 000 ₽
СРЕДНЯЯ ПРОХОДИМОСТЬ
40 чел. / день
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
20–60 лет, социально-активные люди, поддерживающие zero waste
— Кто сегодня покупает органические продукты? Опишите, пожалуйста, ваших покупателей.
— У нас много ­постоянных покупателей, которые в теме органики или интересуются ею. Они говорят, что были в поисках натуральных продуктов и очень обрадовались, что в спальном районе подмосковного города открылся розничный магазин.

Но в целом наша аудитория делится на две части.

Первая, довольно большая — это люди, которые поддерживают направление zero waste, ищут товары без упаковки, готовы покупать товары в свою тару. В основном это молодёжь до 30 лет. Порой они мало знают о том, что органика — ​это благо для окружающей среды. Мы с ними говорим о том, что отказ от упаковки — ​это прекрасно, это хорошо и правильно. Но это как верхушка айсберга. А вот основная часть, сама база — ​органическое сельхозпроизводство, когда окружающая среда не страдает от засилья химикатов, пестицидов.

Вторая категория наших покупателей — ​это те, кто знает, что такое органика. В Реутове есть такие люди. Основная часть — ­покупатели с детьми. Люди задумываются о будущем своих детей. У нас есть и постоянные покупатели активного пенсионного возраста 60+. Они изу­чают интернет, и, например, видели интервью Павла Абрамова («Черный хлеб»), в котором он рассказывает об органическом земледелии. Они заинтересовались и ищут здоровую продукцию. Никому не хочется забивать свой дом ­лекарствами, все понимают, что основа здоровья — ​это еда. Это может быть важной частью поддержания хорошего самочувствия. Мы понимаем, что их финансовое состояние не такое благополучное, они покупают бюджетные категории — ​те же куриные части от М2, которые стоят почти как обычная курица. Или бутылку молока, потому что это качество и вкус.

К нам тоже приходят ­покупатели, которые сначала голосуют вкусом, а потом начинают расспрашивать, как это произведено. Личное общение решает многое. Есть люди, которые закупаются сразу на всю неделю. А есть те, кто просто приходят из интереса, но купив, например, молоко или хлеб, становятся нашими постоянными покупателями.
— Что является аргументом для тех, кто покупает органику?
— У каждого человека, ­который приходит в органику, есть свои этапы. Что касается нас самих, мы в первую ­очередь думали о своём здоровье и здоровье наших детей. Нам было важно само качество продукта. И уже во вторую очередь, когда погружаешься в тему, ты понимаешь, что это будущее Земли, на которой ты живёшь. Получишь ли ты с неё что-то или твои действия приведут к упадку. Как на иглу, подсаживается земля на химические пестициды и удобрения.

А покупатели у нас разные. Кто-то приходит за вкусом. Потому что органические продукты — ​это просто вкусно. Морковка пахнет морковкой. Когда ты видишь червячка во фруктах и понимаешь, что этот фрукт не был обработан химикатами. И когда ты пробуешь молоко «Богимово», это просто фантастически вкусно. У нас есть люди, которые приходят исключительно за молоком, говорят, что дети пьют только это молоко и никакое другое. ­Органика, в том числе, начинается со вкуса. Путь в органику начинается с чего-то — и это главное.
— Готовы ли люди платить больше за органические продукты?
— Есть люди, которые видят цены, разворачиваются и ­уходят. Когда мы только открылись, люди реагировали достаточно остро, обвиняли нас в том, что мы задрали цены, что это чистый маркетинг. Постепенно люди стали вникать в суть органического сельского хозяйства, появились понимание и доверие.
ZERO WASTE (ИЛИ «НОЛЬ ОТХОДОВ») — ЭТО ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КОТОРОГО — НАСКОЛЬКО ВОЗМОЖНО УМЕНЬШИТЬ КОЛИЧЕСТВО ОТХОДОВ. ЭТОТ ПОДХОД ПОМОГАЕТ НЕ ТОЛЬКО СДЕРЖАТЬ РАЗРАСТАНИЕ СВАЛОК И МУСОРНЫХ ПОЛИГОНОВ, СОКРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ РЕСУРСОВ, НО И УМЕНЬШИТЬ КОЛИЧЕСТВО НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ В СОБСТВЕННОМ ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
— Повлияло ли вступление в силу федерального закона № 280-ФЗ об органической продукции?
— Безусловно. Мы ­видим, как постепенно ­ситуация разви­вается, в органическое производство входят новые ­производители, расширяется круг поставщиков. Появился единый государственный реестр, который есть в свободном доступе на сайте Минсельхоза ­России, по нему можно проверить любого российского поставщика. Есть единый государственный знак российской органической продукции. И это постепенно станет понятным отличительным знаком для потребителей.
— Ваши пожелания всем участникам движения за органическое сельское хозяйство.
— Всем терпения и идти дальше по намеченному пути. На самом деле мы преклоняемся перед производителями органической продукции. Какой сложный путь они прошли, в каких условиях работают. Это всё так непросто! Это можно назвать подвигом. Спасибо им большое и низкий поклон.